Создание и анализ учебных планов ВПО
Информационная система «Планы ВПО» позволяет создать в рамках высшего учебного заведения единую систему автоматизированного планирования учебного процесса. Рабочие учебные планы (РУП), создаваемые в ИС «Планы ВПО» полностью совместимы со специализированным форматом, используемым в процедуре государственной аккредитации.
Система также включает в себя комплект формализованных ГОС, которые можно использовать для создания на их основе рабочих учебных планов и проверки качества РУП.
ИС «Планы ВПО» поддерживает создание учебных планов следующих уровней образования:
- специалисты очной формы обучения;
- бакалавры и магистры очной формы обучения;
- аспиранты очной формы обучения;
- специалисты, бакалавры и магистры, аспиранты заочной формы обучения;
- специалисты военного профиля.
Электронные макеты рабочих учебных планов содержат:
1) график учебного процесса;
2) таблицу дисциплин с указанием распределения часов аудиторной работы и форм контроля по семестрам (курсам);
3) сводные данные по бюджету времени (в неделях, часах, кредитах);
4) информацию о производственной, преддипломной и других видах практиках;
5) информацию о дипломных и курсовых работах (проектах);
6) информацию о государственных экзаменах;
7) нормативные показатели, регламентирующие объем времени по видам контроля, работ и циклам дисциплин.
В электронных макетах РУП реализован широкий набор инструментов, позволяющих составлять рабочие учебные планы и отслеживать качество конечного результата:
- формирование учебного плана на базе ГОС;
- проверка соответствия содержимого РУП нормативным документам;
- проверка преемственности и согласованности по родственным специальностям;
- проверка корректности данных и орфографии в названиях дисциплин;
- проверка четности и кратности часов учебным неделям;
- учет количества студентов и групп;
- экспорт и импорт данных с использованием открытого XML формата;
- перенос информации из разделов другого рабочего учебного плана;
- автоматическое распределение часов самостоятельной работы по семестрам без нарушения требований государственного образовательного стандарта;
- формирование учебного плана заочной формы обучения на основе плана очной формы;
- автоматическое распределение часов по сессиям.
ИС «Планы ВПО» также позволяет автоматизировать разработку рабочих программ дисциплин (РПД), являющихся неотъемлемыми компонентами учебно-методических комплексов дисциплин.
Система предоставляет возможность:
- автоматически отслеживать обеспеченность кафедры рабочими программами дисциплин на основе РУП и данных о закрепленном за ними контингенте;
- создавать РПД на базе учебного плана любой формы обучения, предоставляя удобный интерфейс для заполнения содержательной части рабочей программы;
- автоматически переносить данные из учебных планов и других РПД;
- импортировать в систему рабочие программы дисциплин, перечень литературы и материально-технического обеспечения из файлов открытого формата XML;
Формирование и распределение учебной нагрузки ВПО
Модуль «Учебная нагрузка» информационной системы «Планы ВПО» позволяет автоматизировать расчет учебной нагрузки в ВУЗа, обеспечивая:
- электронный документооборот при согласовании и утверждении учебных планов;
- контроль соответствия учебных групп рабочим учебным планам;
- формирование сведений об ожидаемом контингенте студентов;
- создание списка учебных групп на основе контингента студентов;
- задание норм на прием зачетов и экзаменов, руководство дипломными, курсовыми, диссертационными и другими видами работ;
- централизованное переименование дисциплин и закрепление их за кафедрами;
- определение параметров формирования потоков и учебной нагрузки;
- формирование учебной нагрузки кафедр на базе учебных планов и списка групп;
- расчет штатного расписания кафедр;
- распределение учебной нагрузки между преподавателями;
- заполнение индивидуального плана;
Качественный результат достигается перекрестным контролем содержимого РУП всеми заинтересованными сторонами: кафедрами, деканатами, учебным управлением. Карты дисциплин кафедр позволяют осуществлять предварительное ознакомление кафедр с перечнем закрепленных за ними дисциплин и распределением аудиторных часов и форм контроля по семестрам (курсам, сессиям).
Сформированная учебная нагрузка передается кафедрам для распределения между преподавателями в модуле «План работы кафедры», который позволяет:
- закреплять учебную нагрузку за преподавателем или передавать ее другой кафедре;
- объединять группы в потоки и разбивать группу на подгруппы по различным видам занятий, например, лабораторным, практическим или курсовым работам;
- учитывать данные о распределении учебной нагрузки предыдущего учебного года;
- уточнять нагрузку в течение учебного года;
- формировать индивидуальные планы преподавателей, в которых они могут конкретизировать содержание работ, выполняемых во «второй половине дня» (научная, организационно-методическая, учебно-методическая, воспитательная работа);
- вести учет пожеланий преподавателей по графику работы в течение недели;
- создавать поручения кафедр, экспортируемые в программу автоматического составления расписания занятий;
- выполнять проверку корректности и соответствия распределенной нагрузки серверным данным.
Модуль «План работы кафедры» поддерживает образовательные программы, реализуемые в ВУЗах военного профиля.
В ИС «Планы» аккумулирован многолетний (более 14 лет) опыт работы с ВУЗами России раз-личного профиля. Система успешно эксплуатируется как в небольших филиалах ВУЗов, так и в университетах с большим контингентом студентов (Южный федеральный университет, Якутский госуниверситет, СибАДИ и др.)
Семестровые графики групп
Модуль «Семестровые графики», входящий в состав ИС «Планы ВПО», позволяет автоматизировать подготовку учебных графиков студенческих групп очной формы обучения. Программа обеспечивает автоматизацию таких этапов, как формирование графиков на основе учебных планов и нагрузки кафедр, проверка их корректности и соответствия принятым в ВУЗе нормам.
Интерфейс программы позволяет пользователю задавать даты контроля, аудитории и пары для проведения экзаменов, осуществляя обмен данными о занятости аудиторий, преподавателей и учебных групп с системой автоматического составления расписания занятий «Авторасписание».
Подготовка графиков в программе осуществляется в несколько этапов:
1) Автоматизированное формирование графиков администратором (начальником УО) на основе учебных планов и нагрузки кафедр, распределенной по преподавателям.
2) Редактирование недель проведения контрольных точек преподавателями кафедр (необязательный этап).
3) Установка дат проведения экзаменов и зачетов деканатами.
4) Выделение аудиторий и пар для проведения экзаменов диспетчерской.
5) Утверждение графиков деканатами, учебным отделом.
6) Печать и выдача студентам.
На каждый этап отводится заданный промежуток времени (например, 1 неделя). Управление доступом осуществляется администратором сервера.
В программе реализованы разнообразные функции проверки, позволяющие отслеживать и своевременно исправлять ошибки, допущенные в процессе подготовки графиков. Гибкая система настроек позволяет адаптировать программу к требованиям различных учебных заведений.
Утвержденные семестровые графики групп также используются для формирования электронных ведомостей и публикации в сети Интернет.