г. Улан-Удэ: ул. Ботаническая, д.37а, 3-й этаж; тел.: 8 (3012) 26-99-23, 27-07-27

г. Иркутск: ул. Декабрьских Событий, 55, офис 205; тел.: 8 (3952) 29-26-23, 61-88-71, 29-25-12

Большая библиотека системного аналитика и ИТ-архитектора

«Большая библиотека системного аналитика и ИТ-архитектора» (далее Библиотека) включает документы, модели и материалы, постоянно требующиеся многим сотрудникам и руководителям, которые работают в следующих областях.

  • Разработка, тестирование, внедрение информационных систем и технологий (программных продуктов)
  • Управление ИТ-архитектурой организации (проектирование, оптимизация, поддержка)
  • Информационная безопасность, риски информационных систем
  • Управление операционными рисками, обеспечение непрерывности деятельности (Business continuity management)
  • Обеспечение качества и эффективности ИТ-процессов и ИТ-инфраструктуры организации (IT Quality Assurance)

Внедрение и использование Библиотеки имеет следующие экономические эффекты и практические выгоды для организации. 

  • Снижение трудозатрат на разработку документов, выполнение проектов, обучение сотрудников. 
  • Возможность выполнить большой объём задач собственными силами без привлечения внешних консультантов, т.е. дополнительных расходов. 
  • Минимизация рисков ИТ-систем и ИТ-процессов (ошибки, дефекты, сбои).
  • Улучшение показателей KPI ИТ-процессов, качества и эффективности работы организации в целом. 
  • Систематизация и распространение знаний в организации, обучение и вовлечение сотрудников.
  • Исполнение национальных и международных стандартов и требований в области информационных технологий, информационной безопасности.

Пользователи

Библиотека будет полезна для всех подразделений организации, в первую очередь для следующих: управление информационных технологий, управление информационной безопасности, управление цифровой трансформации, управление операционных рисков, управление бизнес-процессов и методологии (процессный офис), управления внутреннего аудита и внутреннего контроля, проектный офис, бизнес (продуктовые) подразделения, служба персонала.

Структура и материалы Библиотеки

1. Нормативные документы

Базовые документы. Код IT (53 документа)

  • Положение о проведении комплексного ИТ-аудита (аудит информационных систем)
  •  Положение об информационной системе и обеспечении её безопасности
  • Порядок проведения регламентных работ в ИТ-инфраструктуре
  • Порядок установки, модификации и обслуживания объектов ИТ-инфраструктуры
  • Процедура внесения изменений в компоненты ИТ-инфраструктуры
  • Регламент доработки, тестирования и внесения изменений в ИТ-системы
  • Регламент описания архитектуры информационных систем
  • Инструкция по мониторингу информационных систем (ИТ-архитектуры)
  • Политика в области обеспечения качества ИТ (IT quality assurance)
  • Положение о разработке программных продуктов
  • Порядок ввода (передачи) программного обеспечения в эксплуатацию и вывода из эксплуатации
  • Порядок инвентаризации и классификации информационных активов
  • Порядок подготовки, организации и выполнения ИТ-проектов
  • Порядок резервирования и восстановления ИС, баз данных, СЗИ, оборудования
  • Регламент использования электронной цифровой подписи (ЭЦП) в организации
  • Положение о системе электронного документооборота (СЭД)
  • Положение об архитектуре, функционировании и развитии компьютерной сети
  • Положение об использовании компьютерных и сетевых ресурсов
  • Положение об организации ведения и архитектуре электронных баз данных
  • Порядок организации электронного документооборота
  • Методические указания по составлению Аварийного плана в области ИТ
  • Положение о модели угроз и нарушений в области информационных технологий и бизнес-процессов
  • Правила использования критичных технологий и систем в организации
  • Правила организации и обеспечения надежной работы в информационной системе (ИС)
  • Регламент взаимодействия подразделений при внесении изменений в ИТ-процессы и ИТ-системы
  • Технологическая карта взаимодействия подразделений при критическом снижении производительности ИТ-систем
  • Инструкция по внесению изменений в состав и конфигурацию технических и программных средств
  • Политика по управлению доступом к информационным ресурсам
  • Положение о порядке создания, ведения и хранения баз данных на электронных носителях
  • Положение по резервному копированию, восстановлению данных и программного обеспечения
  • Порядок сопровождения и модернизации ИТ-систем
  • Регламент оформления, учета и исполнения технических заданий на доработку ИТ-системы
  • Регламент процесса резервного копирования
  • Инструкция по управлению учетными записями в ИТ-системах и локальной сети организации
  • Модель угроз безопасности и ИТ-рисков для устройств удаленного доступа
  • Политика управления доступом к ИТ-системам, сервисам и ресурсам
  • Положение о доступе к локальной сети и программно-аппаратному комплексу
  • Положение о предоставлении прав доступа к информационным ресурсам и ИТ-системам
  • Положение о распределении доступа пользователей к ИТ-системам и базам данных
  • Положение о серверных помещениях
  • Положение об установке, администрировании, поддержке и выводе из эксплуатации серверов
  • Порядок ведения журналов аудита действий пользователей и администраторов ИТ-систем
  • Порядок обеспечения безопасности серверных помещений и центров обработки данных (ЦОД)
  • Порядок предоставления доступа к ресурсам корпоративной информационной системы
  • Порядок предоставления прав доступа к конфиденциальной информации и ИТ-системам
  • Порядок программно-технической поддержки подразделений организации
  • Регламент доступа к серверным и помещениям и центрам обработки данных (ЦОД)
  • Регламент осуществления сетевого мониторинга и комплексного аудита ИТ-систем
  • Регламент предоставления удаленного доступа к ИТ-системам и ресурсам
  • Регламент работы с компьютерной техникой и локальной сетью
  • Регламент сопровождения и модернизации программного обеспечения
  • Процедура безопасного администрирования сетевого оборудования
  • Регламент управления правами доступа к информационным ресурсам

Разное (3 документа)

  • Соглашение по моделированию процессов в нотации BPMN
  • Порядок разработки модели процесса в нотации BPMN
  • Положение о корпоративной архитектуре

2. Должностные инструкции, положения о подразделениях и комитетах (25 документов)

Код IT

  • Должностная инструкция ИТ-архитектора
  • Должностная инструкция Системного аналитика 
  • Должностная инструкция Тестировщика ИТ-систем
  • Должностная инструкция Аудитора по информационным технологиям
  • Положение о Проектном офисе Блока ИТ
  • Положение о менеджере ИТ-проекта
  • Положение о рабочей группе ИТ-проекта
  • Положение о Технологическом комитете
  • Положение об Управлении архитектуры и безопасности информационных технологий
  • Положение об Управлении архитектуры и стратегии информационных систем
  • Положение об Управлении развития информационных технологий
  • Положение об Управлении сопровождения информационных технологий
  • Положение об Отделе разработки ПО и администрирования СУБД
  • Положение об Отделе технической поддержки пользователей
  • Положение об Отделе администрирования баз данных
  • Положение об Отделе администрирования систем интеграции
  • Положение об Отделе перспективных технологий
  • Положение об Отделе поддержки ИТ-инфраструктуры
  • Положение об Отделе разработки информационных систем
  • Положение об Отделе системного программного обеспечения
  • Положение об Отделе системной интеграции
  • Положение об Отделе сопровождения системной инфраструктуры

Модели

  • Организационная структура Департамента ИТ
  • Организационная структура Департамента бизнес-архитектуры
  • Бизнес-архитектура организации (взаимодействие подразделений, включая ИТ)

3. Формы документов и примеры заполнения, отчёты

Аналитические таблицы, отчёты, карточки. Код А (31 документ)

  • Главный (комплексный) отчёт по ИТ-архитектуре - Часть 1
  • Главный (комплексный) отчёт по ИТ-архитектуре - Часть 2
  • Документация к ИТ-системам (учёт и контроль, таблица)
  • Задачи и требования для ИТ-систем (таблица)
  • Информационная безопасность и операционная надёжность ИТ-систем
  • ИТ-риски план (таблица)
  • ИТ-риски факт (таблица)
  • Контроль лицензий (сроки и количество)
  • Контроль технической поддержки
  • Права доступа к ИТ-системам (таблица)
  • Финансовый отчёт по ИТ-архитектуре
  • Анализ взаимосвязей и использования ИТ-системы в процессах
  • Анализ полноты использования функционала ИТ-системы
  • Анализ уровня автоматизации процесса
  • Главный (комплексный) отчёт по архитектуре оборудования (ИТ) - Часть 1
  • Главный (комплексный) отчёт по архитектуре оборудования (ИТ) - Часть 2
  • Информационная безопасность и операционная надёжность ИТ-оборудования
  • Матрица интеграции ИТ-систем
  • Матрица ИТ-систем и баз данных
  • Матрица ИТ-систем и оборудования
  • Матрица ИТ-систем и ролей (связей с оргединицами)
  • Операционные риски ИТ-системы (план и факт)
  • Показатели (метрики) ИТ-системы
  • Признак автоматизации для процесса (расчёт уровня)
  • Управление задачами по развитию, доработке ИТ-системы
  • Финансовый отчёт по архитектуре оборудования (ИТ)
  • Финансовый отчёт по ИТ-системе (все расходы)
  • Анализ матрицы «Программные продукты – Оргединицы»
  • Карточка ИТ-проекта (все параметры)
  • Карточка ИТ-системы (все параметры)
  • Карточка объекта ИТ-оборудования (все параметры)

Базовые документы. Код IT (20 документов)

  • Доска Kanban по всем процессам и задачам в рамках Agile
  • Доска Kanban процесса в рамках Agile
  • Доска Scrum спринта в рамках Agile
  • Доска Scrum процесса в рамках Agile
  • План ИТ-проекта (детальный шаблон)
  • Распределение ответственности за программные продукты (ИТ-системы) в организации
  • Скорость работы Scrum команды (Velocity)
  • Соглашение о качестве предоставления внутренних услуг (SLA) между Департаментом информационных технологий (ДИТ) и подразделениями организации
  • Соглашение SLA (Service Level Agreement) - шаблон
  • Стандартный отчёт «Карточка задачи по автоматизации (ключевые параметры)»
  • Техническое задание (ТЗ) на автоматизацию
  • Чек-лист «Диагностика и аудит ИТ-архитектуры. Вариант 1»
  • Чек-лист «Диагностика и аудит ИТ-архитектуры. Вариант 2»
  • Чек-лист «Диагностика и аудит ИТ-процессов»
  • План действий при возникновении внештатных ситуаций в ИТ-инфраструктуре
  • План обеспечения непрерывной работы и восстановления корпоративной информационной системы и локальной сети
  • Программа проверки информационных систем (ИС) службой внутреннего контроля
  • План действий на случай умышленного выведения из строя каналов связи и электронных устройств
  • План действий при отказах технических средств и ИТ-обеспечения
  • План обеспечения непрерывной работы и восстановления работоспособности ИТ-систем

4. Модели процессов и процедур (12 файлов)

  • Иерархический список (дерево) процессов и процедур группы «ИТ-обеспечение»
  • 8 графических моделей процессов ITIL / ITSM: управление уровнем услуг (Service Level Management), управление мощностями (Capacity Management), управление безопасностью информации (Information Security Management), управление изменениями (Change Management), управление активами и конфигурациями (Service Asset and Configuration Management), управление релизами и развёртыванием (Release and Deployment Management), управление инцидентами (Incident Management), управление доступом (Access Management).
  • Дерево процессов экосистемы (верхнего уровня) - группа компаний
  • ITIL (структура практик и процессов ИТ) схема
  • ITIL (структура практик и процессов ИТ) таблица

5. Разные модели и материалы (23 файла)

  • Электронное пособие «Исаев Р.А. Практика управления процессами и проектами с применением Agile (Scrum, Kanban)»
  • Электронная книга «Исаев Р.А. 60 примеров успешных и проблемных проектов организационного развития»
  • Электронный конспект вебинара «Бизнес-моделирование в Microsoft Visio: от стратегии к бизнес-процессам и качеству»
  • Сборник «100 секретов и полезных советов системы Business Studio» (часть 1)
  • Сборник «100 секретов и полезных советов системы Business Studio» (часть 2)
  • Сборник «100 секретов и полезных советов системы Business Studio» (часть 3)
  • Сборник «100 секретов и полезных советов системы Business Studio» (часть 4)
  • Показатели KPI процесса «ИТ-обеспечение, включая ITIL / ITSM»
  • Архитектура ИТ-систем, приложений (модель, верхний уровень)
  • Архитектура ИТ-оборудования (модель, верхний уровень)
  • ИТ-архитектура (целевая, в формате матрицы, на примере банка)
  • ИТ-архитектура организации (дерево ИТ-систем и программных продуктов с детализацией до модулей и функций)
  • Статья «ИТ-архитектура организации и система регламентации ИТ-департамента»
  • Статья «Построение и развитие ИТ-архитектуры организации»
  • Статья «От процессного управления к цифровой трансформации и роботизации. Версия 4.0»
  • Статья «Единый центр управления ИТ-архитектурой организации»
  • Матрица компетенций (квалификации) системных аналитиков
  • Аналитическая таблица «Сравнительный анализ и поддержка принятия решений»
  • Модель анализа причин «Проблемы со сроками и качеством выполнения ИТ-проектов»
  • Модель (карта) решений «Как обеспечить соблюдение сроков и качества ИТ-проектов»
  • Типовые операционные риски в области ИТ и ИС, мероприятия предотвращения рисков
  • Риски проектов по ИТ, процессам и организационному развитию (таблица)
  • Стратегическая карта «Развитие ИТ-архитектуры организации»

 

Категория: